Аллегоризация

Аллегоризация — метод толкования, при котором месту Писания придаётся значение закладываемое толкователем.

Аллегорический метод толкования, как правило, отражает идеи толкователя, а не истины Святого Писания. Придание «духовного значения» местам и событиям, которого изначально не было заложено автором. Попытка «вывести» современную толкователю популярную философию из Писания.

Аллегоризация, в отличии от типологии, всегда вертикальна. Ищет в истории некие высшие смыслы, пренебрегая «буквальным», т.е. «земным» смыслом. С точки зрения сторонников аллегорического метода, земной уровень обладает лишь переходящей ценностью.

Происхождение

Метод происходит из языческой культуры. Для язычников важным был факт соблюдения обрядов, а не внутреннее наполнение и их смысл. Поэтому, многие язычники могли оставаться неверующими (в существование богов), но при этом соблюдать все обряды. В таком случае, мифы толковались не буквально, а аллегорически. То есть, в мифе о Посейдоне греческий философ видел не рассказ о боге Посейдоне, а повествование о море. Шла подмена религиозного смысла философским.

Большой вклад в развитие аллегоризации внес иудейский писатель, современник Христа, Филон Александрийский. Он отвергает поверхностный (или буквальный) смысл текста всякий раз, когда, по его мнению, в нем говорится нечто недостойное Бога, умаляющее его мудрость или трансцендентность. Филон пытался сохранить верность Библии и иудаизму и одновременно сделать их привлекательными для образованных римлян, знакомых с греческой философией, в том числе с платонизмом, стоицизмом и неопифагорейской философией.

Александрийская школа

Климент Александрийский был первым из отцов церкви который использовал метод аллегоризации в отношение Ветхого Завета. Он утверждал, что у каждого места Писания есть пять толкований:

  1. историческое,
  2. доктринальное,
  3. пророческое,
  4. философское
  5. мистическое.

Большим популяризатором аллегоризации был александрийский христианский деятель Ориген. Он использовал метод аллегорий для того, чтобы объяснить «варварские» места Писания.

Ориген утверждал, что каждое слово в Писании несет в себе глубокий смысл. Все описания исторических событий имеют буквальный смысл, сравнимый с телом, нравственный смысл, сравнимый с душой, и духовный смысл, который можно сравнить с духом. Смысл текста, по его выражению, похож на лестницу. Первая, низшая ступень — это «тело», или буквальный смысл. На этом уровне в Библии могут встречаться противоречия, но духовная истина нередко заключена в ложной материальной оболочке. Утверждения могут противоречить друг другу, но в духовном смысле они истинны.

Примеры

Толкование Оригена насыщения пяти тысяч (Иоанна 6:1-13):

Что могут обозначать слова «И Он повелел народу сесть на траву?» Чем ценно данное повеление Иисуса? Я думаю, что Он велел народу сесть на траву, потому что Исаия сказал — «Всякая плоть — трава». Этим Он хотел приказать людям умалять их плоть и держать свою похоть по контроллем — для того, чтобы иметь право вкушать благословенные Иисусом хлеба.

Буквальное толкование объясняет повеление Иисуса тем, что в местности, в которой собрались люди, росла трава.

Цитаты

Мартин Лютер:

Аллегории — это неуклюжее, абсурдное, надуманное, устаревшее, ветхое барахло. Только прямой, буквальный смысл Писания представляет собой целостную сущность веры и христианского богословия.