В нем согрешили или согрешив стали смертными

В толковании этого стиха разделилось восточное и западное учение о спасение.

📖 Римлянам 5:12

Посему, как одним человеком грех вошёл в мир, и грехом — смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нём все согрешили.

📖 Rom 5:12:

Διὰ τοῦτο ὥσπερ διʼ ἑνὸς ἀνθρώπου ἡ ἁμαρτία εἰς τὸν κόσμον εἰσῆλθεν καὶ διὰ τῆς ἁμαρτίας ὁ θάνατος, καὶ οὕτως εἰς πάντας ἀνθρώπους ὁ θάνατος διῆλθεν, ἐφʼ ᾧ πάντες ἥμαρτον

Все дело в частице  (гхо) и в его месте при переводе данного стиха.

Если ᾧ присоединить к слову «человек», то корректным переводом станет «в нем все согрешили». На западе приняли такую трактовку и это стало основанием учения о том, что каждый человек своей природой был в природе Адама в момент грехопадения, а поэтому виновен. Начало учения заложено Августином Аврелием в ходе диспутов с ересью Пелагия.

Западную модель можно описать следующими словами – мы виноваты в грехе. Что с этим делать? Нужно совершать спасение! Человек оправдывается делами правды – это называется «влитая праведность».

Протестанты унаследовали западный взгляд, но с небольшим дополнением. Они отказались от концепции «влитой праведности» в пользу идеи «праведности вмененной». Протестанты не спасаются, но актуализируют спасение посредством освящения.

Если «гхо» (ᾧ) относится к слову «смерть», то корректным переводом будет «поскольку согрешили, стали смертными…». От подобного перевода отталкивается восточная церковь.

На востоке грехопадению придается значение космической трагедии, в результате которой человек тленный, смертный, страстный, но не виновный. Поэтому, спасение это целение (восстановление целостности), которое происходит через систему таинств, где Христос целитель, а Дух Святой утешитель.

Благодать воспринимается энергийно. Люди становятся жертвой обстоятельств, которые через прикосновение к таинствам церкви восстанавливают свою целостность и получают спасение.

Очень удобная модель, только вот оторванная от текста Священного Писания – если мы предполагаем, что не согрешили в Адаме, то мы и не имеем искупления во Христе. Вот и все.

Другими словами, разница между православными и нами немного шире, чем мне представлялась. Предание опасная штука, которая может вытеснить истину.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *