«Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные»
(Евангелие от Матфея, 7:15)
Господь предупреждал своих учеников о том, что в будущем появятся люди, которые, называя себя христианами, будут распространять ложные учения. Эти лжеучители будут сбивать с пути доверчивых людей, внушая им ложные представления о Боге и Иисусе Христе. Так и случилось. Проблема лжеучителей преследует Церковь на протяжении всей её истории.
В четвертом веке после Рождества Христова на территории Римской Империи существовало манихейство – популярная ересь своего времени. Манихеи утверждали, что учение Иисуса Христа является неполным и оно было дополнено Богом через «новое откровение», которое они получили через своего учителя, основателя секты. Своего основателя манихеи считали тем самым «Духом истины», который должен был прийти после вознесения Иисуса.
Сын христианки, Августин Аврелий, был образованным человеком, который долго искал истину. Он изучал труды Аристотеля, Платона и Цицерона. Продолжая свои поиски, он на некоторое время погрузился в манихейство. Его привлекало это учение, которое, помимо прочего, позволяло ему заниматься богословием и не запрещало при этом сожительствовать с разными женщинами[1]. Однако, со временем у Августина возникло множество вопросов, на которые простые манихеи не могли ответить. Эти вопросы привели Августина к встрече с Фавстом, который был одним из лидеров манихейства.
Фавст был блестящим оратором, но его речи не удовлетворили Августина. Отстаивая свои заблуждения, «епископ» манихеев опровергал достоверность Писания. Он искажал, переиначивал, игнорировал все то, что не могло быть согласованно с его представлениями о том Боге, которого манихеи себе представляли. Августин был разочарован – у манихейства не было твердого основания и критериев определения истинности.
Манихейская методология никогда не утрачивала своей актуальности. В наше время лжеучителя таким же способом объясняют противоречия их учения с текстом Священного Писания — «им так открылось», «Сам Иисус Христос пришел и сказал им это»… Часто предлагается «обнулить свой разум» и забыть «всё чему вас учили», потому что «новая истина» не помещается в «старую голову».
Позже Августин писал Фавсту: «Тебе следует прямо заявить, что ты не веришь в Евангелие Христа. Ибо верить во что угодно и не верить во что угодно — значит верить самому себе, а не Евангелию»[2].
Эти слова остаются актуальными и сейчас. Актуальными для каждого из нас. Если мы что-то принимаем, а что-то не принимаем и в этом руководствуемся лишь нашим внутренним переживаниям – мы доверяемся не Богу, а самим себе. Уповаем на свой разум, свои чувства, свои дела. Отвергая Слово Божье как единственно возможный критерий оценки соответствия наших убеждений истине, мы повторяем эдемский грех и становимся в своих глазах «как боги», оставаясь лишь рабами собственной гордыни.
В современном мире существует множество различных верований и мировоззрений. Каждый человек волен верить в то, во что он хочет верить. Однако, важно понимать, что истина одна и Бог открыл нам истину через Свое Слово — Священное Писание, Библию. Мы свободны в том, чтобы выбирать между верой в наши представления об истине и верой в саму истину.
Каждый раз, когда мы начинаем добавлять или убавлять от того, что Бог нам открыл — мы уходим от истины. Даже если наши новые идеи кажутся более «логичными», «гуманными» или в эти идеи приятнее верить – они уводят нас с прямого пути в пропасть ада.
- Истина не в том, что логичнее или гуманнее.
- Истина не то, что приятнее.
Нам нужно отдавать в этом отчет и следовать за истиной, не увлекаясь ветрами учений.
Разбор учения Андрея Яковишина
Бывает, когда человек будучи христианином, ошибается в каких-то второстепенных вопросах, которые на процесс спасения не влияют. Но есть заблуждения, которые заменяют Христа и Его жертву чем-то другим, которые отвергают основы нашей веры. Такие заблуждения навлекают на своих последователей погибель (духовную смерть), о чем говорит апостол Петр во втором соборном послании:
«Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель»[3].
В настоящее время в нашей поместной церкви набирает популярность подобный лжеучитель – последователь «коммерческого апостола» Владимира Мунтяна, Андрей Яковишин.
Учение Яковишина, которое распространяется через социальные сети, находится под сильным влиянием оккультного движения «Нью Эйдж». Сам лжеучитель называет себя представителем «небесной цивилизации». В последнее время Яковишин проживает в Турции, где проводит тренинги по открытию «энергетических порталов».
Учение Андрея Яковишина признанно духовным советом РОСХВЕ еретическим, о чем свидетельствует официальное заявление на сайте союза церквей[4].
Яковишин учит о том, что ада нет, провозглашает второе пришествие Христа свершившимся фактом. По его словам, мы уже живем в прославленных телах. Кроме прочего, он утверждает, что человек не был сотворен и является «совершенным богом».
Яковишин утверждает, что его «правда» не помещается в головы христиан и нужно отказаться от знания Писания, т.е. отказаться от Слова Божьего, чтобы «чудеса нового откровения» начали действовать в нашей жизни.
Общие заблуждения
Нужно обнулить сознание
Классическая примета сектантских лидеров – люди с образованием являются для них помехой, так как любое образование развивает критическое мышление и люди начинают обдумывать слова учителей и находить противоречия. Богословское образование, помимо критического мышления, дает еще и знание Писания. Поэтому, лжеучителя боятся открыто дискутировать с людьми образованными и призывают своих учеников отказываться от получения новых знаний за пределами секты.
Призыв к отказу от образования объединяет как крупные классические группы по типу признанной экстремистской и запрещенной в России организации «Свидетелей Иеговы», так и малочисленные локальные группы, например секту «бога Кузи».
Если вы нашли себе духовного наставника, который учит вас не учиться — задумайтесь. Маловероятно, что за подобными призывами стоят добрые мотивы. Любой учитель заинтересован в развитии своих учеников, а пастырь заинтересован в богословском образовании паствы.
Андрей Яковишин ставит акцент на том, что образование мешает принять «новую истину» и нужно «обнулить сознание». Отказаться от всех старых, в его терминологии – «тленных», знаний и вникать в его учение, а не в библейское. Богословское образование вредит больше всего познанию «новой истины», о чем «учитель» прямо говорит в своем видео-ответе на заявление духовного совета РОСХВЕ.
Как вы увидите далее, образование, особенно знание Писания, действительно «вредит» принятию «новой истины», так как «новая истина» не согласуется и противоречит истине единственной.
Заблуждения связанные с грядущими событиями
Второе пришествие состоялось
Одним из ключевых элементов учения Андрея Яковишина является утверждение о том, что Христос уже пришел в этот мир в лице уверовавших в Него. Нам не следует ожидать второго пришествия, так как оно уже состоялось.
Другими словами — Христос пришел, и Он пришел незаметно.
Со слов Яковишина, ожидание второго пришествия Христа является «почвой для антихриста всех времен», так как Христос уже явился и только такое пришествие возможно – пришествие в лице людей, уверовавших в Него. Сам Яковишин учит, что любой верующий не просто являет собой и своими делами образ Христа, но сам по себе является Христом (это заблуждение будет рассмотрено отдельно).
Как было сказано ранее – в своих утверждениях мы должны опираться на что-то веское. У нас должно быть твердое основание. С точки зрения христианства, единственным верным критерием определения истинности может быть только Священное Писание, так как оно признается богодухновенным текстом и являет собой Слово Божье.
Священное Писание говорит о втором пришествие следующее:
- Евангелие от Матфея 24:30-31: «тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлёт Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырёх ветров, от края небес до края их».
- Евангелие от Марка 13:26-27: «Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою. И тогда Он пошлёт Ангелов Своих и соберёт избранных Своих от четырёх ветров, от края земли до края неба».
- Евангелие от Луки 21:27-28: «И тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою. И когда это начнет сбываться, тогда воспряньтесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше».
- Деяния 1:11 «и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо»
- Послание к Фессалоникийцам 4:16-17: «Итак, братия, мы не будем разлучаться с вами, потому что мы верим, что Иисус умер и воскрес, и что Он придет опять, чтобы забрать нас к Себе, живыми и мертвыми».
- 1-е послание Петра 1:13: «Посему, возлюбленные, препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа»
- 1-е послание Иоанна 3:2: «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть»
- Послание Иуды 1:14 «О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих»
- Послание Иакова 5:8 «Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается»
- Послание к Евреям 9:28 «так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение.»
- Откровение 1:7: «Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь.»
На основании этих мест Писания можно сделать вывод:
- Второе пришествие будет видимым для всех людей на земле.
- Во время второго пришествия Иисус Христос придет на облаках небесных с силой и славою, чтобы судить живых и мёртвых.
- Христос придет как отдельное лицо, а не как группа лиц, уверовавших в Него.
- Второго пришествия будет невозможно не заметить.
Для описания второго пришествия в книгах Нового завета используется три греческих слова:
- παρουσία (парусия) – «присутствие» либо «прибытие».
- ἐπιφάνεια (эпифанэйа) – имеет тоже самое значение, что и παρουσία.
- ἀποκάλυψις (апокалусис) — наряду со значением «будущее пришествие», данное слово также имеет значение «откровение истины». В отличие от предыдущих слов, ἀποκάλυψις (апокалусис) не указывает на «настоящее присутствие», что подтверждает, что явление Христа произойдёт в будущем.
Так как у нас нет свидетельств того, что Господь уже явился тем способом, который описан в Писании, мы можем утверждать – доктрина о свершившемся втором пришествии Христа не соответствует Писанию, а значит, с позиции христианства, является заблуждением.
Прославленные тела и тленные мысли
Исходя из заблуждения о том, что второе пришествие Христа свершилось, Яковишин объявляет – все верующие живут в прославленных телах. Прославленные тела, в его учении, не потеют, не стареют, не болеют, не умирают. Они могут принимать образы животных, подобно тому, как Иисус явился Иоанну на острове Патмос в виде агнца.
Примечательно, что самого Яковишина очень «цепляет» идея превращения в животных. В видеоролике-ответе на заявление духовного совета РОСХВЕ он отрекается от этого учения и заявляет, что никогда такому не учил и учить не будет. Меньше, чем через минуту, в том же ролике, Яковишин начинает учить, что прославленное тело, которым обладает каждый верующий уже сейчас, не подчиняется законам материи, следовательно верующие могут принимать облики любых животных. Для придачи своим словам дополнительного «веса» он подводит слушателя к мысли — если колдуны и шаманы могут превращаться в животных[5], то верующие уж точно могут.
Болезни, которые до сих пор распространяются среди верующих, Яковишин связывает с «тленными мыслями». Согласно его учению, мы плохо думаем о себе, поэтому «программируем» себя на болезни. Чтобы не болеть – нужно просто не хотеть болеть. Для этого и нужно «обнулять» свое сознание – нужно дать отпор «ветхому человеку».
Такая же схема действий предлагается по отношению к смерти – прославленные тела не умирают, просто «тленные мысли» мешают принять факт бессмертия.
К сожалению, сам «учитель» недостаточно «обнулился» — «тленные мысли» действует на него, поэтому из года в год он не молодеет, но приобретает характерные черты, говорящие о неизбежном приближение старости и будущей смерти.
Учение о том, что верующие уже сейчас обладают прославленными телами, противоречит Священному Писанию, которое учит, что христиане получат такие тела, когда Иисус Христос вернется на Землю. Эти тела будут совершенными и бессмертными, и они будут подобны телу Иисуса Христа.
Так как второго пришествия Христа еще не состоялось (в этом мы разобрались в предыдущем разделе), значит прославленные тела ждут верующих в будущем. В настоящее время мы подвержены болезням и смерти.
Апостол Павел в послании к римлянам пишет, что искупление тел будет совершенно в будущем: «Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего. Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться? Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении»[6].
Наше нынешнее тело смертно, греховно и слабо. Лишь только после воскресенья из мертвых мы будем бессмертными, прославленными и сильными: «При воскресении мёртвых: сеется в тлении, восстаёт в нетлении; сеется в уничижении, восстаёт в славе; сеется в немощи, восстаёт в силе; сеется тело душевное, восстаёт тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное»[7].
В послании в Фессалоники Павел пишет, что каждый христианин умрет физической смертью, за исключением тех, кто застанет возвращение Христа при жизни. После этого все будут воскрешены: «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведёт с Ним. Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы, живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдёт с неба, и мёртвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем»[8].
В отрывке процитированным выше речь идет о физической, а не духовной смерти. На это указывает сравнение будущей смерти и воскрешения со смертью и воскрешением Христа. Иисус, согласно Писанию, умер на кресте физической, а не духовной смертью. Свидетельств о том, что все праведники древности воскресли – у нас не имеется.
Пока мы не получили нового прославленного тела, в нас присутствует «залог» Духа Святого, как знак обещанного искупления тел и души: «В Нём и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его»[9].
Залог Духа Святого является не только гарантией обещанного, но и свидетельством того, что мы еще не получили всего, что нас ждет впереди, в частности — искупления тела.
Апостол Павел пишет Тимофею, который страдал желудочной болезнью, и призывает того проявить рассудительность и употреблять вино для очистки воды. Павел не призывает своего ученика «лучше верить» или бороться с «тленными мыслями», но призывает употреблять лекарство. Этот призыв вступает в противоречие со словами Яковишина и может означать либо то, что Павел плохо разбирался в учение Христа, либо то, что Яковишин учит лжи, с точки зрения Писания.
Вера в то, что «правильными мыслями» можно излечиться от болезней является не просто заблуждением, но опаснейшим заблуждением. В потенциале, такая вера может привести к печальным последствиям для здоровья верующих и даже к преждевременной физической смерти от болезни, которую можно было бы вылечить.
Автор доклада общался с сестрой, которая впала в данную ересь. Она заявила, что вокруг ее учителя «тысячи исцеленных людей». На вопрос «где именно эти люди» поступил ответ — «в чатах». Другими словами, в реальности у нее нет никаких доказательств утверждения о тысячи исцеленных, она просто хочет в это верить.
Ада нет, а спасение является всеобщим
Яковишин учит, что ада нет. По его словам, Бог пугает людей, а спасение является всеобщим. Обосновывает он это тем, что грех был всеобщим, значит и спасение должно быть всеобщим. Если спасение является всеобщим, то и ада быть не может.
«Пугает» Бог следующим:
- Марка 9:43-48 «И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки её: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает. И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки её: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает. И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, где червь их не умирает и огонь не угасает.»
- Матфея 25:41: «Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его…»
- Откровение 20:10 «…а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков»
Писание описывает ад как огненное озеро. Огонь в описании ада символизирует вечную боль и страдание, а черви символизируют постоянное разрушение и распад. Другое чувство, которое преследует обитателей ада – это отчаяние, вызванное потерей любой надежды и утешения, как это было в истории с богачём и Лазарем[10].
В размышлениях Яковишина о всеобщем спасении присутствует его желание следовать за справедливостью. Яковишин хочет видеть своего бога богом справедливым.
Библейский Бог не справедлив – по справедливости, все должны погибнуть[11], но Господь дал нам возможность получить освобождение от греха и по своей милости даровал нам спасение.
Спасение предполагает веру в Иисуса Христа:
- Иоанна 3:16: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную»
- Деяния 4:12: «Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись»
- Римлянам 10:9-10: «Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься. Ибо сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению»
Спасение не получат те, кто в Христа не верит:
- Матфея 7:13-14: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их».
- Иоанна 3:36: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нём».
- 1 Иоанна 5:12: «Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни».
Заблуждение о том, что ада не существует является прямым следствием заблуждения о всеобщем спасении. Писание не учит тому, что все получат спасение вне зависимости от их отношений с Христом. Наоборот, Писание учит, что на людей не принявших Христа будет пребывать гнев Божий.
Учение о всеобщем спасении, с точки зрения христианства, является ложным.
Заблуждения о человеческой природе
Андрей Яковишин: «Все религиозные деятели, которые будут доказывать, что вы не боги – это голос дьявола… реально, это голос сатаны. Потом что Бог дал нам власть быть детьми Божьими. Бог, если родил Сына, то родил Бога и Он не родил человека… Бог не рождает людей! Он рождает богов, это в детском саду должно быть понятно! Тебе не нужно становиться как Христос, ты и так Христос!».
Апостол Павел: «Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придёт, доколе не придёт прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога»[12].
Писание ничего не говорит о том, что верующий человек становится «богом». Тем не менее, идея стать «богом», или «как боги», сопровождает человечество с момента его появления – именно желание стать «как боги» привело человечество к трагедии третьей главы книги Бытия, т.е. к грехопадению.
Многие лжеучителя обращаются к эгоистическому желанию человека сравняться со своим Творцом. Однако, «эдемская погоня» человека за божественностью лишена какого-либо смысла. Человек никогда не сможет стать «богом» по довольно очевидной причине. Один из атрибутов Бога — это вечность. «Вечность» в значении отсутствия начала и конца. Согласно Писанию, любой человек имеет начало[13], что означает — человек не может считаться вечным и, как следствие, когда-либо стать «богом». Человек может рассчитывать лишь на бессмертие, но не на божественность, которая предполагает отсутствие начала.
Верующие люди – боги
На основании Псалма 81 и слов Иисуса из Иоанна 10:34 – «вы боги», Яковишин делает вывод, что все верующие являются богами, а значит способны делать все, что может делать Бог.
Псалом 81: «Бог стал в сонме богов; среди богов произнёс суд: доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым? Давайте суд бедному и сироте; угнетённому и нищему оказывайте справедливость; избавляйте бедного и нищего; исторгайте его из руки нечестивых. Не знают, не разумеют, во тьме ходят; все основания земли колеблются. Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы; но вы умрёте, как человеки, и падёте, как всякий из князей. Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы».
В Писании слово «элохим», которое переводят как «Бог» или «боги», происходит от корня «могущество» или «сила»[14]. Значение этого слова зависит от контекста, в котором применяется. Иногда это слово используется в отношении Господа Бога, иногда в отношении языческих богов, иногда оно употребляется в отношении ангелов, иногда в отношении могущественных людей, живущих на земле[15].
В контексте 81-го псалма слова «вы боги» относятся к царям земли, представленным в виде «сонма богов», или могущественного совета. Эти цари мнили себя настолько могущественными, что автор псалма называется их «элохим», «богами», но и им было суждено умереть как обычным смертными, т.е. богами, в значении одной природы с Богом, они не были.
Слова «вы боги» в иудейской традиции иногда толковались вне контекста и применялся по отношению к народу Израиля, как к обладателю Божьего закона[16]. Статус Израиля в глазах Бога был настолько высок, что они были духовно могущественны словно боги.
В Евангелии от Иоанна[17] Христос обращается к фарисеям. Цитируя псалом 81. Иисус использует традиционный еврейский риторический аргумент «qal vahomer» (буквально – меньшее к большему или «тем паче»)[18] – если Бог назвал «богами» израильтян, то как они могут отрицать то, что Он Сын Божий, если Его дела больше являют Отца, чем их дела. Это скорей горькая ирония, чем заявление о божественности фарисеев.
Яковишин использует термин «небесная цивилизация», к которой примыкают верующие, ставшие «богами». Подобного термина в Писании не найти. Этот термин свойственен оккультным движениям «Нью Эйдж».
В одном из роликов Яковишин утверждает: «Все будет так, как я хочу. Бог может творить что угодно. Я, будучи Его сыном, могу творить что угодно, как это делает Отец». Правда в том, что любой может делать что угодно и не обязательно для этого объявлять себя «богом» или «сыном бога». Можно употреблять кокаин, можно сожительствовать с кем угодно, а можно верить Богу и следовать за Его волей, оставляя свои похоти и гордыню позади.
Я и Христос одно
Андрей Яковишин заявляет, что он есть Христос. Он учит, что верующий человек обладает той же божественной природой, что и Христос.
Цитата Андрея Яковишина: «мы рождаемся от того же Духа, что и Христос, значит мы Христос и у нас с Ним одна божественная природа… Мы есть один сын, мы есть один первенец… Нужно откинуть старые знания и принять это… зачем молиться, если мы и так Христос».
Иисус Христос предупреждает: «Тогда, если кто скажет вам: “вот, здесь Христос”, или “там”, — не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперёд сказал вам. Итак, если скажут вам: “вот, Он в пустыне”, — не выходите; “вот, Он в потаённых комнатах”, — не верьте;»[19]
Мы, безусловно, не обладаем божественной природой и даже после рождения свыше остаемся человеками. Так же мы не являемся Христом. Христос — это не сила, а Личность. Даже если бы мы обладали с Ним одной божественной природой, то мы бы не стали Христом. Как и не становимся нашими соседями, потому что обладаем с ними одной и той же человеческой природой.
Так как верующие, согласно Яковишину, являются Христами, то нет нужды в молитвенной жизни — Христос якобы не молился. Данное утверждение прямо противоречит свидетельству евангелистов, которые рассказывают, что Христос «вставал рано утром, еще до восхода солнца, и уходил в уединенное место, где молился»[20].
В книге Деяний 1:14 говорится, что после вознесения Иисуса апостолы «единодушно пребывали в молитве и молении». Это показывает, что апостолы считали молитву важной частью жизни церкви.
Утверждение о том, что любой верующий является Христом не имеет под собой никаких оснований. Сам Христос предупреждал, что в последние времена восстанут лжехристы и лжепророки, которые будут творить чудеса и знамения, дабы прельстить некоторых. Христос призывает не верить людям, которые делают заявления о то, что они Христос.
Человек не создан
Яковишин утверждает, что Бог открыл ему, будто люди существовали в вечности в форме бестелесных духовных существ. С его слов это означает, что люди не являются частью творения и не были сотворены. Эти утверждения прямо противоречат библейской истории сотворения человека, описанной в книге Бытия[21].
Для обоснования своего «откровения» Яковишин ссылается на отрывок из Послания к Ефесянам: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нём прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе через Иисуса Христа, по благоволению воли Своей»[22].
Библейский исследователь Д. Уолтон в «Библейском культурно-историческом комментарии», верно отмечает, что данный отрывок не говорит о существовании людей до сотворения мира[23]. Фраза «прежде создания мира», на которой акцентируется Яковишин, говорит лишь о том, что Бог не ограничен Своим творением, частью которого является время. Павел подчеркивает, что Бог знал о нашем спасении еще до того, как мы были сотворены. Сам отрывок является отсылкой на убеждение иудеев в том, что Израиль был избран в Аврааме быть народом Божьим. Павел поясняет – люди избраны Богом не по принадлежности к определенной этнической группе, а через веру в Иисуса Христа[24].
Другим аргументом в пользу теории о несотворенности человека Яковишин видит в вырванном из контекста стихе: «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир»[25]. Яковишин комментируют это место Писания «они вообще читают это место? Здесь четко сказано, что человек не появляется в мире, а приходит в мир! Мне кажется, это должно быть каждому открыто!».
Здесь идет претензия к использованию в русском переводе слова, которое по мнению лжеучителя можно применять только в удобном для него значении. На самом деле, слово «прийти» можно использовать как синоним слову «появиться» — «я появился у вас дома» не говорит о том, что я материализовался из ниоткуда, а до этого меня не существовало, так как здесь слово «появился» используется в значении «пришел». Аналогично способом можно использовать данные слова в обратном порядке.
Греческое слово «γίνομαι», которое переведено в Иоанна 1:9 как «приходить в мир», буквально означает «рождаться». Таким образом, обращение к текстам приближенным к оригиналу полностью разрушает всю логическую цепочку выстроенную Яковишиным.
Тех, кто не принимает «новое откровение» о несотворенности человека в ролике-ответе на заявление духовного совета РОСХВЕ Яковишин называет «религиозными чучелами». В целом, весь видео-ответ Яковишина наполнен личностными оскорблениями духовного совета РОСХВЕ и этим оскорблениям уделяется большая часть ролика (почти полтора часа из двух). По личному оценочному суждению автора доклада, такое содержание ролика указывает на желание Яковишина сосредоточить внимание не на критике его учения и его пустых контраргументов, а на личности критикующих, тем самым запутав слушателей.
Вывод
- Учение Андрея Яковишина не является христианским и противоречит тексту Священного Писания.
- В основе этого учения лежат личные измышления «учителя», которые он называет «откровением от Бога».
- Яковишин сознательно игнорирует контекст, подтверждая свои заявления изолированными стихами.
- Он выступает против образования своих адептов, так как считает образование преградой для понимания его учения.
- Увлечение учением Андрея Яковишна, с точки зрения христианского вероучения, может привести лишь к духовной смерти и вечной погибели.
- Автор доклада призывает братьев и сестер быть осторожными в выборе учителей и в сети интернет слушать только проверенных проповедников.
- Желательно слушать проповедников вживую, на собрании церкви. Если по каким-то непреодолимым обстоятельствам этого не получается, то предпочтение следует отдавать тем, с кем вы лично знакомы.
- Проповедник должен быть подотчетным, т.е. над ним должен стоять кто-то из людей, который сможет подправить проповедника, если тот пойдет не в ту сторону. Подотчетность – это стандартная практика христианской церкви со времен апостолов. Даже Папа Римский имеет подотчетность перед главой своего монашеского ордена.
С уважением, Сергей А. Филимонов,
12.01.2024
- [1] Д. Розет (ред. ), Вестник центра апологетических исследований 88/22, С. 2.
- [2] Блаж. Августин. Против Фауста, манихея XVII.
- [3] 2-е послание Петра, 2:1
- [4] https://www.cef.ru/documents/docitem/article/1595319
- [5] Почему-то Андрей Яковишин такие трансформации принимает за очевидный факт, который не требует подтверждения.
- [6] Римлянам 8:22-25
- [7] 1 Кор 15:42-44
- [8] 1 Фес 4:14-17
- [9] Еф 1:13-14
- [10] Луки 16:19-31. Это место часто ошибочно называют притчей, но особенностью жанра притч является отсутствие имен у героев.
- [11] Римлянам 3:23
- [12] 2 Фес 2:3-4
- [13] Бытие 1:26
- [14] https://bible.by/lexicon/btd/word/4826/
- [15] Такое применение можно найти не только в Пс 81, но и в других местах, например в Исх 21:6
- [16] Д. Уолтон, Библейский культурно-исторический комментарий. Новый Завет, С. 242.
- [17] От Иоанна 10:34
- [18] Д. Уолтон, Библейский культурно-исторический комментарий. Новый Завет, cit., С. 242.
- [19] Матфея 24:23-26
- [20] Марка 1:35
- [21] Бытие 1:26 прямо заявляет о сотворении человека.
- [22] Ефесянам 1:3-5
- [23] Д. Уолтон, Библейский культурно-исторический комментарий. Новый Завет, cit., С. 463.
- [24] Там же.
- [25] Иоанна 1:9
Добавить комментарий