Согласно Канту, когда мы действуем по необходимости — мы выпадаем из собственной нравственной сферы.
Свобода же ни от чего не зависит, у нее нет необходимости.
По Спинозе, Субстанция – это абсолютное существительное. Бог есть абсолютное существо. Тот, который не может не существовать. Который существует субстанционально в силу Своей природы.
Фихте отталкивается от Канта и приходит к выводу о том, что все существующее – есть лишь ограниченная свобода. Свобода первична (по сути, а не по времени) в отношение к бытию. В сущности свобода — спонтанная деятельность.
Что первично — существительное или глагол?
Природа «Я» — самопорождающая активность. Вы созерцаете «Я», только лишь потому что в основе созерцания лежит деятельность.
В философии Спинозы Бог представляет из себя супер-вещь, в философии Фихте – акт деятельности.
По Фихте «Я» – это свобода (спонтанная деятельность), а Субстанция – совокупность результатов этой деятельности.
Фух, надеюсь понял правильно.
Добавить комментарий