Бог у Фихте и Спинозы

Согласно Канту, когда мы действуем по необходимости — мы выпадаем из собственной нравственной сферы.

Свобода же ни от чего не зависит, у нее нет необходимости.

По Спинозе, Субстанция – это абсолютное существительное. Бог есть абсолютное существо. Тот, который не может не существовать. Который существует субстанционально в силу Своей природы.

Фихте отталкивается от Канта и приходит к выводу о том, что все существующее – есть лишь ограниченная свобода. Свобода первична (по сути, а не по времени) в отношение к бытию. В сущности свобода — спонтанная деятельность.

Что первично — существительное или глагол?

Природа «Я» — самопорождающая активность. Вы созерцаете «Я», только лишь потому что в основе созерцания лежит деятельность.

В философии Спинозы Бог представляет из себя супер-вещь, в философии Фихте – акт деятельности.

По Фихте «Я» – это свобода (спонтанная деятельность), а Субстанция – совокупность результатов этой деятельности.

Фух, надеюсь понял правильно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *