Немного о контексте для православных

Немного о контексте или как я посмотрел ролик «ответ протестантам» от миссионера Кызыльской епархии РПЦ на тему молитвы Богородице.

Автор ролика приводит в качестве иллюстрации, вероятно, выдуманную историю о дискуссии между штундистами (евангельскими христианами) и православными священниками на берегу какой-то неназванной реки. Вероятно выдуманную, потому что православные священники во времена существования штундистов обычно вели дискуссии с «еретиками» через жандармерию (смена веры это преступление против церкви, самое опасное преступление по уложению действующему до 1905-го года). Реалистичность истории здесь не так важна, поэтому отнесемся к этой истории как к притче (тем более в истории нет ни имен, ни географических привязок).

Так вот, тема дискуссии православных и штундистов была в уместности молитвы Богородице — «Пресвятая Богородице, спаси нас».

Штудисты заявили, что спасение дает только Христос и поэтому молиться Богородице о спасении неправильно. Православные в ответ привели место Писания: «для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор 9:22). Православные показали, что Павел тоже кого-то «спасал». Штундисты якобы не смогли ответить и на этом дискуссия закончилась.

Обе группы стояли на берегу реки и ждали парома. Но главный штундист якобы отказался плыть с православными (вот такие вот штундисты обидчивые и горделивые) и соорудил плот из одного бревна и поплыл через реку. В какой-то момент он начал тонуть и звать на помощь. Православный священник прыгнулся его спасать (в отличии от штундистов, православные не обидчивые и не горделивые, готовые пойти на жертву ради любого). Священник протянул спасительную руку штундисту с вопросом — «если спасение дает только Христос, почему ты взывал о помощи человеков?». На этом красочная притча заканчивается.

Давайте разберем.

Три элемента истории:

  1. Штундисты утверждали, что молиться о спасении можно только Христу. И действительно, по Писанию только Христос дает человеку спасение от греха.
  2. Апостол Павел пишет о том, что он сделал все, чтобы спасти по крайне мере некоторых. Это 1 Кор 9:22
  3. Священник (и автор притчи) сравнивает молитву о спасении от греха с криками о помощи тонущего человека.

Контекст очень важен. Фраза «я выпил» полностью меняет свой смысл от контекста в котором она была произнесена. Если речь идет о вечеринке в баре — эта фраза может описывать употребление алкоголя, если речь идет о спортзале — эта фраза может описывать употребление воды. Контекст молитвы, послания Павла и случая с бревном абсолютно разный и значение «спасти» здесь также меняется от контекста, в котором слово «спасти» употребляется.

Аргументация ролика строится на том, что тонущий в воде не должен был просить о спасении другого человека, потому тонущий считает, что только Христос может спасти человека от греха. Однако, это абсолютно неубедительная аргументация — спасти от греха и спасти тонущего это не одно и тоже (хотя и там и там есть слово спасти), как и не одно и тоже выпить водки и выпить воды (хотя и там и там есть слово выпить).

Если взять стих со словами Павла о спасении (1 Кор 9:22), то из контекста мы видим, что речь идет не о спасении от грехов путем искупления, а о содействии спасению человека путем приведения его к Спасителю. Павел не заявлял, что может спасти человека, но писал о том, что он искал подход к каждому человеку, чтобы привести ко Христу хотя бы кого-нибудь.

Контекст — это не важное, а решающее условие для толкования. Вырывать из контекста и менять таким образом смысл текста — излюбленный прием сектантских лидеров. Отдельный стих нельзя рассматривать отдельно от окружающих его стихов. Отрывок рассматривается в контексте всей главы, а глава в контексте книги. Книга же рассматривается в контексте всего Писания.

К слову, сама по себе притча слабая и не отвечает поставленным задачам. Если принять аргументацию автора, то можно прийти к выводу, что молиться о спасении можно к любому человеку, как и просить любого человека «спасти» его от начальства, прикрыв прогул на работе. Таким образом, молитва о спасении Богородице и молитва о спасении к дяде Васи имеет одинаковый эффект (никакой).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *