Человек был создан и создан со свободной волей, с возможностью совершать выбор. Эта возможность открыла перед человеком два пути. Путь жизни и путь познания добра и зла. Путь послушания и путь осуждения. И каждый человек, на протяжение всей своей жизни, совершает выбор между этими двумя путями…
Две религии
Существует всего два взгляда на религию и два мировоззрения, которые вытекают из этих взглядов. Две религии и два взгляда — это религия языческая и религия Божья. Мы либо с Богом, либо с людьми. Третьего просто не дано.
Многие христиане боятся слова «религия» и бояться быть «религиозными», понимая под этим словами что-то негативное, новозаветное фарисейство или законничество. На самом деле, бояться слова «религия» не нужно. Религия — это не плохое слово и, например, автор данной статьи может честно признаться — он считает себя человеком религиозным.
Слово «Религия» образовано от латинского слова «religare» (связывать).
Religare – это восстановление утраченной связи. Бог стремится восстановить общение с людьми, а люди бегут от Бога. Слово «благочестие», которое мы не боимся использовать и в котором мы даже упражняемся, по совету апостола Петра, на латинском языке так будет и звучать — «религия». Слово противоположное по значение слову «религия», то есть благочестию, — это нечестие. Иными словами — если человек не религиозен, то он нечестив. Поэтому будьте религиозны.
Итак, две религии:
- Религия языческая. В основе этой религии лежит эгоизм, вера в человеческую мудрость, стремление к комфорту и тотальному контролю. Люди создавали и создают лжебогов, потому что лжебогов легко контролировать. Это комфортно. Человеку не нужно верить в лжебогов, ему нужно совершать определенные ритуалы. Простой рецепт: «Я тебе — ты мне». Это эгоцентричное мировоззрение, в центре которого стоят личные интересы отдельно взятого человека.
- Религия Божья — основана на вере в Слово Господа. В центр этой религии стоит Бог и Его воля.
Это двоеначалие, две религии, заложено у истоков человеческой истории. Еще в Эдемском саду. Это два пути, по которому каждый из нас волен идти — путь эгоцентризма и путь теоцентризма. Разница между этими путями заключается в том, что один из них медленно, но верно, ведет к смерти, а второй направляет человека к вечной жизни.
Два древа
Священное Писание говорит, что в Эдемском саде перед человеком был открыт выбор между двумя путями — путем послушания и путем непослушания. Один путь вел к смерти, другой путь открывал доступ к дереву жизни.
Бытие 2:16-17
Заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь.
Первая заповедь Господа Бога заключалась в требовании от человека послушания. Человек мог вкушать от любого дерева в Эдемском саду, кроме одного. Плоды дерева добра и зла вкушать человеку было запрещено.
После того, как человек, поддавшись искушению, вкушает плод дерева познания добра и зла, тем самым нарушив единственный запрет, данный Господом Богом, Творец отсекает человечества от дерева жизни.
Бытие 3:22-24
И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простёр он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Эдемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Эдемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.
Исходя из этих отрывков, мы можем сделать вывод о том, что в Эдемском саду было как минимум два особых дерева — дерево познания добра и зла, плоды которого нельзя было вкушать, и дерево жизни, от которого Господь отсек человека после нарушения запрета вкушать плоды древа познания добра и зла.
Изначально Господь Бог не запрещает человеку вкушать от дерева жизни. Можно сказать, Господь, наоборот, дает заповедь вкушать от этого древа. Господь говорит: «от всякого дерева в саду ты будешь есть», кроме…
Бог запретил человеку есть только плоды дерева познания добра и зла, предупредив людей, что если они вкусят плод этого древа, то обязательно погибнут.
Плоды древа познания добра и зла ведут человека к смерти.
О древе жизни мы, как читатели, узнаем только после того, как человек был изгнан из Эдема. Однако, это не означает, что его не было до грехопадения. Оно не описано, потому что древо жизни было доступно человеку по умолчанию. Человек лишился доступа к древу жизни только после того, как проявил непослушание Богу.
Можно сказать, у человека был выбор вкушать от древа жизни, или ослушаться Бога и вкушать от древа познания добра и зла.
От сомнения к бегству
Весь процесс грехопадения первых людей развивался от сомнений к действию и привел человечество к бегству от Бога. Этот же механизм работает и в настоящее время с автором, вами, дорогой читатель, и с нашим/вашим окружением.
Давайте посмотрим, как первые люди выбирая между смертью и жизнью выбрали смерть.
Бытие 3:1-13
Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: «не ешьте ни от какого дерева в раю»? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрёте, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.
И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что даёт знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.
И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. И сказал Господь Бог: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела.
Все начинается с сомнений в словах Бога.
Мартин Лютер, известный немецкий монах, учил, что плохие мысли как птицы — они летают над нашими головами и мы ничего не можем с этим поделать. Мы принимаем это просто как данность. Но если эти птицы захотят свить гнездо на наших головах, то в наших силах будет либо позволить им это сделать, либо не позволить.
Плохих мыслей, как таковых, — их не избежать. Они всегда будут преследовать нас и мы ничего не можем с этим поделать. Но когда плохая мысль не просто летает вокруг нас, но находит гнездо в нашем сознание, она получает своё развитие и неизбежно вытекает в дело, проявляется видимо.
Принятая нами плохая идея оживает в форме неправильного действия.
В случае с первыми людьми, плохой идей были сомнения в Словах Бога. Адам и Ева дали сомнению возможность загнездиться в их мышление, а «зачавший грех рождает смерть» и зачавшее сомнение выразилось в нарушение запрета Бога.
Далее, Адам и Ева, дав сомнениям вверх над собой, нарушают запрет Бога: «и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел».
После совершения греха человек не спешит каяться. Он начинает что-то видеть, чего не видел раньше. Он находит «несовершенство» в творении Бога и пытается своими руками это исправить «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания».
Теперь в людских сердцах жили сомнения не только по поводу запрета вкушать от древа познания добра и зла, но и сомнения по поводу Божьей мудрости в устройстве Его Творения.
Это цепная реакция, которая приводит человека к бегству от Бога: «и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая». Именно человек предпринимает первые попытки разорвать отношения с Творцом. Не Бог, а именно человек. Бог ищет человека, а человек от Него скрывается.
Если инициативу в разрыве отношений между человеком и Богом проявляет именно человек, то инициативу в восстановления утраченной связи проявляет Бог. Как в Эдемском саду, так и на Голгофе. Бог ищет человека, который от него бежит.
Адам и Ева вкусили от древа познания добра и зла, потому что усомнились в словах Бога. Их сомнения выразились в делах, они нарушили запрет и тем самым отдалились от Бога. Они поставили свою собственную мудрость выше Божьей мудрости. Появилось преграда между людьми и Богом. Место Бога в жизни человека начинает занимать Эго, его собственное «Я». Был теоцентризм, стал эгоцентризм.
Это путь погибели.
Символизм древа
Древо жизни символизирует связь неба и земли. Корни дерева уходят в землю, а ветви и листва стремятся к небу, что создает образ единства двух сфер.
Все народы произошли от одних предков и всем народам было доступно устное предание, которое предки им передали (из поколения в поколение). Поэтому, всемирный потоп и описание дерева жизни можно встретить и у других народов, в мифах и священных книгах. Например, в скандинавской мифологии есть мировое древо Иггдрасиль, которое соединяет девять миров и символизирует связь между небесами, землей и подземным миром.
Если с древом жизни понятно, то почему древо смерти — это древо? Почему не «обрыв познания добра и зла». Обрыв лучше бы описывал функциональность этого объекта. Представьте, как звучала бы первая заповедь — «Господь сказал вкушать от любого древа, только вот в обрыв познания добра и зла не прыгай и все будет в порядке…».
Принцип, заложенный в дереве познания добра и зла, можно было бы показать через что угодно. Например, через «листик познания добра и зла». Нарисуйте в голове ситуацию, в которой у вас через час экзамен в форме теста и преподаватель говорит — «Вот листик, на нем записаны все правильные ответы. Я оставляю его на столе и ухожу на час. Не читайте ответы». Нарушите ли вы его запрет? Посмотрите ли вы ответы? Листик с ответами, в этой ситуации, будет для вас листиком познания добра и зла.
Суть дерева не в самом плоде, а в действиях человека. Человек начинает познавать добро и зло, когда начинает действовать от сомнений и возносить свою мудрость.
Человек познает добро и зло, когда его сомнения оформляются в акт непослушания.
Господь выбирает в качестве символа смерти тот же объект, который Он выбрал в качестве символа жизни. И это не просто так, это не совпадение.
Древо познания добра и зла, т.е. древо смерти — это не дополнение, а чистая и безоговорочная альтернатива древу жизни.
В духовных вопросах можно полагаться либо на мудрость человеческую, либо на Божью. Мы либо следуем за своей волей Бога, либо следуем за нашим эгоизмом. Нельзя выбрать Бога, но полагаться в духовных вопросах лишь на себя и на свою мудрость.
Альтернатива Богу
Бытие 3:6
И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что даёт знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.
Человек хочет все контролировать и все знать. Дьявол, искушая Еву, предлагает простой и понятный рецепт — ты сделаешь это и получишь это. Прямо здесь и сейчас.
Система, которую предлагает дьявол, замкнута на получении личного удовольствия, на чувстве комфорта. Все что делает человек должно приноситься ему материальные блага. Выгода во главе угла всегда и везде. Прагматизм.
Как заметил немецкий мыслитель Иммануил Кант, прагматизм превращает человека в собаку. Собака послушная, потому что выполнять команды хозяина ей выгодно — он даст ей еду. Собаку не заботит то, что будет в далеком будущем. Человека, который живет без Бога, тоже не интересует что будет в далеком будущем…
После грехопадения, прагматизм стал господствовать в человеческом обществе, в то время как у Господа другой закон — закон агапэ, то есть жертвенной любви.
Желание все держать под контролем — это тоже желание от нашего эго. Эго стремится к комфорту, а нам комфортно осознавать, точнее прибывать в иллюзии того, что мы все можем контролировать. В то время как следование за волей Бога предполагает, в первую очередь, доверие, а не знание.
Человеческий разум — он слаб и ограничен. Мы не способны, просто по сути своего бытия, все учитывать и все знать. Но мы, в силу нашей испорченности грехом, пребываем в самообмане. Мы обманываем себя, когда говорим, что нам виднее что нам лучше… Только Богу виднее, что нам лучше.
Жена видела глазами, что плод сладок приятен, но она не Бог, а Бог знал к чему это приведет. Если бы жена доверяла бы Богу, а не своим чувства и, если бы Адам доверял бы Богу, а не жене, все было бы иначе… Так же и сейчас — мы проходим испытания. Мы выбираем между доверием нашим чувством и доверием Слову Божьему. Выбираем между доверием другим людям и доверием Богу.
Для чего Бог создал древо познания добра и зла
Зачем Бог создал дерево познания добра и зла, плоды которого ведут к погибели? Можно же было не создавать никаких альтернатив или скрыть эти альтернативы далеко от глаз человека. Метафорически говоря, возвести условный забор до небес вокруг рокового древа.
Ответ на этот вопрос, можно сказать, парадоксален. Он скрыт в природе изначального человека. В его происхождении.
1-е послание Иоанна 4:8,16,18
Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь…, и мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в неё. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём… В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви.
Давайте разберем эти слова:
- Любовь — это противоположность страху. Чем больше любви, тем меньше страха. Совершенная любовь страх изгоняет.
- Любовь возможна лишь в свободе. Невозможно принудить любить. Как говорится: «Насильно мил не будешь».
- Любовь возможна лишь тогда, когда сознательное свободное существо делает свой сознательный свободный выбор. Любить или же не любить.
Поскольку Бог есть любовь, а человек создан по образу и подобию Божьему, то человек создан свободным выбирать. Господь рассказал обо всех последствиях выбора, Он предостерег первых людей. Однако, Он ни к чему их не принуждает.
В послушании, вызванном страхом нет никакой нравственной ценности.
Мы созданы свободными. В этом есть отличии человека от любого другого существа. Мы наделены даром осуществлять свой выбор.
Если бы у человека не было выбора, он бы был лишен возможности явить любовь. Так как любовь заложена в нашей природе, отсутствие возможности сделать выбор принесло бы нам страдание.
Предоставление альтернативы — проявление любви к человеку и к его изначальной природе.
Два древа — два пути
Два древа в Эдеме это два пути, которые доступны человеку. Это две религии, два мировоззрения.
Первый путь — это путь рабства греха. Это путь самообмана, ложного чувства контроля. Недальновидное следование за желаниями своего эго. Прагматизм, идолопоклонство и служение лжебогам.
Второй путь — это путь человека. Да, человека. Сейчас будет важное «откровение» — мы с вами не люди, в Божьем понимании этого слова. Человек, каким он должен быть, это муж и жена до грехопадения. Человек, каким он должен быть — это Иисус Христос.
Адам был создан по образу и подобию Бога, но в последующих главах книги Бытия мы читаем, что потомки Адама были рождены по образу и подобию Адама, природа которого уже была искажена грехом.
Путь человека — это путь духовного послушания Богу. Если есть духовное послушание, то оно отражается и на физическом плане. Духовное послушание выражается в правильно мотивированных делах.
Важно понимать, что первично именно духовное послушание, а не его внешнее проявление. Для нас важно не совершение обряда, как акта действия, а важно то, что ведет к совершению обряда, наше внутреннее состояние. Аналогично с грехом, хорошие мысли витают вокруг нас, но пока они не загнездились в нашем сердце и не проявились видимым образом — это просто хорошие мысли, которые витают вокруг нас…
Третьего пути не существует.
Сейчас, в XXI веке, у каждого из нас есть выбор, который был и Адама с Евой, — вкушать от древа познания добра и зла или быть с Богом. Делайте в жизни только правильный выбор.
Добавить комментарий