В 30-х годах прошлого века была разработана гипотеза лингвистической относительности Сепира-Уорфа, согласно которой существующие в человеческом сообществе система понятий и особенности мышления определяются тем языком, носителем которого является данный социум.
У языка есть когнитивные функции. Одна из таких функций — номинальная. Она отвечает за то, что в процессе мышления человек заменяет предметы их именами и оперирует не мысленными образами, а обозначающими их словами.
Опираясь на номинальную функцию языка, гипотеза Сепира — Уорфа предполагает, что люди, говорящие на разных языках, по-разному воспринимают мир и по-разному мыслят. Язык представляет собой не просто способ оформления мыслей, но предопределяет ход мыслительных процессов и их результатов. В конечном счете, язык формирует культуру.
Современная наука считает, что язык действительно имеет воздействие на мышление, но не считает это воздействие определяющим. Язык, все же, это не средство формирование культуры, а способ передачи информации.
Гипотеза была отвергнута научным сообществом, но ее подхватили борцы за социальную справедливость. Например, феминисткое движение имеет свой вариант гипотезы Сепира-Уорфа. Согласно ей, язык, в силу своего андроцентризма, навязывает говорящим на нём людям картину мира, в которой женщинам отводится подчинённая роль. В связи с этим феминистки требуют реформирования языка, введение новых феминитивов и так далее, вплоть до замены в Библии «Отца Небесного» на «Мать Небесную». К сожалению, изменение языка не приведет к изменению сознания говорящего, поэтому подобная борьба — это борьба с ветряными мельницами 🤷♂️
Добавить комментарий