Писание говорит, что Бог не подобен ничему в этом мире. Однако, человек всегда стремится ограничить Бога и подчинить Его своим представлениям о Нем. По сути своей, это действие является своеобразной формой идолотворчества.
Эрих Фром в «Психоанализе и религии» пишет:
«Моисей спрашивает у Бога Его имя, поскольку имя можно схватить и ему можно поклоняться. Бог на протяжении всей истории исхода в Cвоей любви делал уступки идолопоклонническому сознанию детей Израиля, поэтому в качестве уступки Oн раскрывает Моисею и Свое имя. Но в этом имени кроется глубочайшая ирония. Оно выражает сам процесс бытия, а не что-то конечное, что можно было именовать так же, как некую вещь. Значение этого текста можно было бы точно передать переводом: «Мое имя БЕЗЫМЯННЫЙ».»
Свидетели Иеговы (запрещенная в России экстремистская организация) и сочувствующие им люди часто говорят о необходимости «провозглашать» имя Бога. Для осуществления этих целей они используют неверную огласовку Тетраграматона. Дело в том, что нам не известно как евреи озвучивали четыре священные буквы ЙХВХ, так как в традиции иудаизма вместо этого слова читалось другое — Адонай, то есть «Господа» (множественное число от Господин). «Иегова» — это ЙХВХ с огласовкой из слова «Адонай». Один из множества гипотетических вариантов огласовки «священных» четырех букв, а не единственно верное «имя Бога». Но вопрос не в верности огласовки этих букв…
В книгах Ветхого завета «имя Бога» не ограничивалось четырьмя непроизносимыми буквами. Евреи называли Его Эль-Шадай (Всемогущий), Элохим (Бог), Эхье-Ашер-Эхье (такой, какой есть), Саваоф (Господь воинств), Атик-Йомин (Ветхий днями), Пахат Йицхак (Трепет Исаака), Эль-Шалом (Бог покоя), Эль-Ире и так далее.
Дело в том, что у Бога нет имени. Имена есть только у вещей, которые не являются уникальными. Имена есть у людей, клички у животных. Но Бог это не человек и все Его библейские «имена» являются титулами. Дать имя Богу — это попытка искусственно ограничить Его, сделать подобным нам. Создать из Бога новый идол, который можно контролировать. Титул же, в свою очередь, просто описывает одно из Его качеств. Правильно будет сказать, что Бог Всевышний, что Он Всемогущий, что Он Сущий. Но будет не правильно сказать, что нашего Бога зовут Всевышний, Всемогущий или Сущий.
Нам, христианам, важно провозглашать нашу веру. Провозглашение нашей веры в спасение путем Голгофской жертвы, провозглашение нашей веры в воплотившегося Бога — это и есть ветхозаветное призвание провозглашать «имя Бога».
Добавить комментарий