Постмодернизм в евангельских проповедях

Грант Осборн в приложение к «Герменевтической спирали» делится любопытным мнением: многое из того, что говорят деконструктивисты имеет место в современных евангельских проповедях. Да, проповедники не используют целенаправленно методы постмодернистов, но часто (и очень часто) пренебрегают историческим фоном и контекстом, спрашивая текст напрямую — «Как это касается моей жизни?», получая в ответ порцию субъективных выводов и личных переживаний, а не смысл заложенный автором.

Когда пришел в церковь меня так и учили. Старшие братья предлагали при изучении Писания ставить вопрос «Что Бог хочет сказать мне этим текстом». Правда в том, что Бог хочет сказать каждому человеку что-то свое, но в Писание заложен изначальный смысл, который и есть Слово Бога. При изучение Писания нельзя ставить вопрос подобным образом. Нужно подходить иначе — «Что Бог хотел донести до первых читателей послания» и только после этого задавать вопрос «как это можно применить в моей жизни».

Когда люди начинают задавать неправильные вопросы и ставить неправильные задачи — это приводит к неправильным выводам и не всегда к полезным результатам.

Недавно наткнулся на прекрасный паблик во Вконтакте. Паблик посвящен толкованию Писания. В описании паблика автор с гордостью заявляет — «у меня нет высшего теологического и нет высшего светского образования, я простой сварщик». И это не плохо, что «простой сварщик» стремится к пониманию Слова Божьего. Плохо это методы, которые он применяет. Правда в том, что если мы не будем учиться хорошему, нас будут учить плохому. Современное общество — это общество постмодерна, бытовая мудрость которого стоит на трех китах постсовременности: на относительности истины, личных переживаниях и недоверию к метаповествованиям. Поэтому, если человек не учится классическим методам толкования в традициях герменевтического реализма, он толкует Писание исходя из того, чему его научил этот мир. Так и получается, что автор того паблика находит в Священном Писании и учение о реинкарнации и следы «жидомасонского» заговора психологов (!).

Бывает и по другому — когда братья делятся хорошими христианскими мыслями, ссылаясь на места Писания, которые не говорят о том, что видят в них братья-толкователи. Как-то слышал отличную проповедь о делах веры. Брат прекрасно взял неподходящее место Писания, отлично его истолковал прочувствовал и пришел к выводу, что все дела веры делаются по большому желанию. В противовес делам веры брат нашел дела закона, которые совершаются по причине того, что их совершать нужно. Вывод простой — нужно стремится к делам веры и сторониться дел закона. Заметили парадокс? Да, стремление к делам веры это дело закона, потому что к делам веры нужно стремиться. Но не в этом суть… Так вот, проблема в том, что реальный мир работает иначе и если применять полученные знания на практике, то церкви опустеют — для большинства прихожан «делом веры» будет крепкий сон в воскресное утро.

(В контексте того отрывка под делами веры имелось ввиду отказ от идолослужения)

Когда поступал в МТИ один брат меня спросил — «зачем нужна учеба, если есть Библия». Да, Библия есть. Она есть и у Сторожевой Башни и у мормонов и у саентологов… Можно возразить — «Но написано же, что Святой Дух всему научит?!» Да, написано. Поэтому, можно помолиться и Бог тут же любого превратит в хирурга… Вам сделать операцию?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *